КОРМА́, ж. Болото, торфяник и лесной массив в окрестностях агрогородка Неглюбка.
Как рассказывает легенда, полтора века тому назад на месте Кормы была большая река. Жила на берегу реки колдунья, у которой был один-единственный сын. Случилось так, что сын колдуньи утонул в реке. Мать в отчаянии прокляла реку: бросила в воду гребень, которым расчесывали лён, и щётку из свиной щетины. После этого река заросла и сделалась непроходимым болотом.
По информации старожилов, «как-то в лесу Корма резали торф и откопали носовую часть древней лодки».
Название Корма, встречающееся и в других местностях, первоначально, действительно, относилось к небольшим речкам, ручьям, старицам, ответвлениям от более крупных водных объектов – озёр, рек.
В неглюбском лесу Корма, как можно полагать, пролегал водно-волоковый путь, о чём свидетельствует и находка остатков древней лодки. В Восточной Беларуси, в могилёвских говорах, слово корма известно в значении «залив, заводь в форме рукава» [3].
В плане глубинной этимологии, Корма (Кор- + -ма) < *kor («течение», «поток») + *ma («вода», «река»).
Легендарный сюжет о Корме необходимо рассматривать в комплексе с преданием о неглюбской речке Гневке (см. Гнéвка). Оба сюжета пронизывает мифологическая символика (гребень и щётка из свиной щетины, в частности, являются атрибутами заклинаний, ворожбы, колдовства).
В прошлом Гневка и, вероятно, связанный с ней водоток Корма, скорее всего, являлись функционально значимыми для здешних жителей местами. На берегах этих водных объектов, на наш взгляд, отправлялись какие-то культы, исполнялись обрядовые действия, ритуалы.
© А.
Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области.
Гомель: Барк, 2004. – 196 с. (с. 82–83).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.